Ориентировка в пространстве

Доброе утро! Сегодня у нас по плану математика.

Тренинг «Заряд бодрости».

Мои ушки слышат всё. (Дети гладят ушки).

Мои глазки видят всё. (Гладят глазки).

Я вдыхаю аромат цветов! (Делают вдох).

 

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Какие игры нам могут помочь?

На самом деле, научить ребенка различать «право» и «лево» не так уж и сложно при одном условии – регулярности проведения игр на эту тему в течение примерно месяца – максимум двух месяцев. Регулярно – это значит примерно 4 раза в неделю по 5-7 минут игры. А еще лучше – ежедневно по 3-5 минуток. Ежедневные веселые мини-игры-пятиминутки гарантируют надежный результат в достаточно краткое время. Дополнительно к играм нужно постоянное доброжелательное напоминание во время рисования, игр, лепки, конструирования, одевания на прогулку о том, какая рука что делает и как нам помогает. В игре малыш быстро запоминает, где право и где лево и перестает путаться.

Примерный возраст, в котором малыш может освоить различия этих двух понятий и начать без ошибок ими пользоваться – это пятый год жизни. Но слышит слова «право» и «лево» малыш с самого своего рождения. А уже в три года показывает, где у него правая ручка, а где левая ручка.

Самые маленькие дети учатся ориентироваться в пространстве «на себе», на своем теле: вверху – это где голова, внизу – это где ноги, вперед – где лицо, назад – где спина, вправо – где правая рука, влево – где левая рука.

Сначала у детишек Вы сможете увидеть помогающие им жесты. Например, ребенок, пытаясь определить, где это – «позади», касается предмета спиной. Или чтобы определить, где у него правая рука, начинает ей двигать. В дальнейшем вместо движения появляется только взгляд в нужную сторону или еле заметный жест. И уже после этого малыш, просто слыша слово «влево», «вправо», «вперед», «назад», понимает его без жестов.

Когда мы играем с детьми в игры, помогающие научиться ориентироваться в пространстве, то обязательно знакомим малышей не с одним понятием (только «правая рука»), но с парами слов: влево и вправо, выше и ниже, впереди и сзади. Например, когда мы учим различать правую и левую руку, то объясняем так: «Правой рукой ты держишь ложку, где она у тебя? А что делает левая рука? Она держит хлеб». Или во время рисования: «В правой руке у тебя кисточка. Где твоя правая ручка. А где левая? Что она держит? А левая держит листочек бумаги, на котором ты рисуешь». То есть упоминаем сразу обе руки.

 

Игры с самыми маленькими: знакомимся с пространством

Тра-та-та

Самые маленькие детки слышат слова «влево» и «вправо» в маминых пестушках и потешках, в мамином массаже с песенками, от которых получают радость.

Тра-та-та, тра-та-та

Поймал дедушка кота,

А бабушка кошку

За левую ножку!

На слова «левую ножку» мама ласково потряхивает левую ножку малыша и гладит ее. После этого мы повторяем игру, но играем уже с правой ножкой. Так малыш знакомится со своим телом.

Или другая потешка – для деток постарше, которые уже умеют ходить и «танцевать» и топать ножкой под песенку.

Топни-ка ножка

Права, понемножку!

Топ-топ-топ-топ-топ-топ (топаем переступаем правой ножкой)

Топни-ка левая-

Маменька велела

Топ-топ-топ-топ-топ-топ (топаем переступаем левой ножкой)

Ай, деточка, попляши!

Твои ножки хороши. (подпрыгивание или пружинки)

 

При одевании ребенка можно приговаривать строчки из стихотворения Елены Благининой: «Вот они – сапожки! Это – с левой ножки! Это – с правой ножки!» и просите ребенка: «Дай мне левую ручку. А теперь правую ручку»:

 

Вверх — вниз

Маленьких детей мы знакомим прежде всего со словами «Вверх» — «вниз» (птичка полетела на дерево – вверх! Мячик упал вниз – бух! На качелях качаемся вверх – вниз, вверх — вниз), вперед – назад (беги ко мне, догоняю). И лишь затем ребенок сможет освоить слова «вправо» и «влево».

 

Догонялки с кулачками

В эту игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите малыша к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол (на ноги, если Вы сидите на диване) и попросите ребенка положить его кулачки.

А теперь поиграем! Спрашиваем малыша, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Говорим небольшой стишок и в ритм стихотворения стучим кулачками:

Кулачками мы играем,
Руки быстро поднимаем!
Раз, два, три!
Левая, беги!
На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться левого кулачка на столе.

Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.

Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна. Малыш начнет убирать нужный кулачок без подсказок — картинок.

 

Что изменилось?

Играть в эту игру можно как с игрушками, так и с несколькими детьми.

Игра с игрушками. Посадите на стол или диван 5-7 игрушек. Они должны сидеть спиной к малышу! Это важно! Нужно, чтобы ребенок и игрушки располагались лицом в одну сторону и сидели в рядок.

Потом попросите малыша отвернуться и закрыть глаза. Или можно закрыть игрушки непрозрачным платком. И поменять игрушки местами.

Малыш открывает глаза – и … что же изменилось? А! Кукла сидела вправо от меня, а медведь влево. А теперь наоборот стало – теперь кукла сидит слева от меня, а медведь справа».

 

«Куда спряталась мышка» развивает ориентировку в пространстве. Педагог показывает игрушечную мышку, которая очень хочет поиграть с ребятами. Малыши закрывают глаза, а мышка оказывается под столом, на шкафу и т. д. Задача дошкольников — найти её, обязательно комментируя местоположение игрушки словами: наверху, внизу, возле и пр.

 

 https://fhd.videouroki.net/9/f/7/9f79b30fd016f0978e82e1015ff97ddf2b2d4859/img_phpQF8O5s_--1_0_10.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c04/000a7fcb-80de5a18/img11.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09ee/0018c20d-0bf9c22e/img3.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/013f/0006a476-3dcb260b/img2.jpg