Доброе утро девочки, доброе утро мальчики, доброе утро папы и мамы! Улыбнёмся солнышку, улыбнёмся друг другу и подарим своим близким хорошее настроение. У нас сегодня по плану чтение художественной литературы.
Цель: воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;
развитие способности воспринимать своеобразие её звучания, чувствовать её красоту;
формировать желание слушать и понимать чувашскую речь. Закреплять знания детей о традициях чувашского народа.
Все мы свами родились и живём в Чувашии. Чувашия – это наша Родина. И живут в ней прекрасные люди, трудолюбивые и красивые со своими обычаями и традициями.
Я в Чувашии живу,
Я Чувашию люблю.
Любит праздник мой народ,
В праздник пляшет и поёт.
Славлю я мой край красивый,
Славлю край приволжский милый,
Славлю песни птичьих стай,
Славлю мой чувашский край.
(П.Хузангай)
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям других народов. является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций, фольклора и обычаев; сохранить, приумножить и передать их будущим поколениям.
Из самой глубины веков приходят к нам сказки. Устройство мира, его законы, о том, как жить и поступать в самых разных ситуациях – всё это в сказках. Чувашские народные сказки наполнены житейским юмором, моралью, порой довольно жестокой. Но и мир вокруг бывает не всегда добр к своим обитателям. Поэтому главное – не испугаться трудностей, а двигаться вперёд.
Текст народной сказки наполнен символами, он понятен ребёнку, сказка говорит с ним на его языке. И каждый раз, прочитывая книгу заново, мы открываем для себя новые грани это народной мудрости.
Собиратели народной сказки особенно выделяют чувашские. Народные сказки о животных близки детям – звери и птицы в них разговаривают, думают, живут, как люди. На их примере ребёнок учится правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, преодолевать препятствия. Понимает, что, если приложить усилия, то обязательно станешь победителем.
Рекомендации родителям: Почитайте ребёнку чувашские сказки. Картинки, которыми иллюстрированы истории, отображают характер героев, их поступки и поведение. И вместе с ними ребёнку будет интересно следить за ходом действия, развитием событий, он мысленно перенесётся в прекрасный и волшебный сказочный мир.
Чувашские сказки
Лиса-плясунья
Один старик принес из леса живую лису и говорит старухе :
— Брось-ка в печь мою старую шапку, я тут кое-что на новую принес. Вот, посмотри,— и вытащил из мешка лисицу.
Старуха как раз топила печку и, увидев лисицу, взяла старую шапку мужа и бросила в огонь. А старик тем временем говорит лисе:
— Прежде чем я пущу тебя на шапку, спляши, лисичка-сестричка, повесели нас со старухой,— и принялся точить нож.
Бедная лисичка глядит на нож, на старика со старухой и сидит ни жива ни мертва. Взглянула в окно, увидела дорогу в поле, а за полем — лес, только как убежишь в тот лес?
А старик уже и нож наточил.
— Пляши, лисичка, не то зарежу.
— Я бы сплясала,— ответила лиса,— но у меня нет хорошего платья. А без платья — что это за пляска?
Старуха достала из сундука свое девичье платье, нарядила в него лисичку. А та посматривает на свой наряд, любуется, а плясать не торопится.
— Что же не пляшешь-то, сестрица?— спрашивает старик.
— Я бы сплясала,— отвечает лиса,— да у меня нет хушпу* на голове.
Старик со старухой надели на голову лисы хушпу. А она и теперь на украшения смотрит, однако же и плясать не пляшет. Тогда старик со старухой в один голос:
— Хватит любоваться-то, лисица, пляши, почему не пляшешь?
— А у меня — разве не видите?— на шее мониста нет,—отвечает лиса.
Повесила ей на шею старуха и свое монисто,— не пляшет лиса:
— Надо бы еще и браслеты.
И когда только дали ей и браслеты — повеселела, вышла на середину избы, на задние лапы встала.
Старик достал гусли, заиграл, лисица в пляс пустилась. Сначала тихо, медленно прошла по кругу, а потом все быстрей и быстрей. Только нарядное платье мелькает, да хушпу с монистом позванивают. Старуха и про печку забыла, глядит на лисью пляску, в ладоши хлопает.
— А ну, ходи веселей, лисичка-сестричка!— подбадривает плясунью и старик, и чуть ли не сам готов вместе с ней в пляс пуститься.
Что только не выделывала, какие веселые колена лисица ни выкидывала. Глядят на пляску старик со старухой не наглядятся.
Жарко стало плясунье, она и говорит:
- Чтобы дверь была открыта,
И окно чтоб не закрыто.
Старуха тут же кинулась открывать дверь, а старик открыл окно: жалко что ли: лишь бы лисичка-сестричка веселей плясала!
А лисичка еще немного попрыгала, поплясала, да — юрк! — в открытую дверь. Только ее старик со старухой и видели.
И остался старик без шапки: старая в печке сгорела, а новая в лес ушла.
Физкультминутка
У лисицы острый нос, (дети показывают нос)
У нее пушистый хвост, (показывают хвост)
Шуба рыжая лисы (проводят по телу сверху вниз)
Несказанной красоты. (разводят руки в стороны)
Лиса важно похаживает (показывают как шагает лисичка)
Шубу пышную поглаживает. (поглаживают себя)
Как ловили Луну
В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. Как-то в день Пасхи, под вечер, старуха пошла набрать воды из колодца. Заглянула в колодец и увидела в нем Луну. Удивилась старуха тому, что Луна сошла с неба и в колодец упала, испугалась и побежала в избу старику рассказывать.
Старик взял кочергу и вместе со старухой вышел ловить Луну. Опустил он кочергу в колодец, дернул, а кочерга возьми да за сруб зацепись. Тянут-потянут вместе со старухой — никак вытащить не могут. Поднапряглись из последних сил, и тут деревянный черен оторвался от кочерги, кочерга упала в воду, а старик со старухой отлетели в разные стороны.
Подымаясь с земли, старик увидел на небе Луну и сказал с досадой и сожалением:
— Ах ты, шельма! Хотел на стенку повесить, чтобы в избе светила, так нет — улетела.
Мост Азамата
Чувашские сказки
В очень давние времена жил спустившийся с гор Арамази Улып-богатырь. У него было много скота, и жил он в полном достатке и довольстве. Всякие беды и несчастия обходили его стороной.
Но однажды кто-то из богов, видно, разгневался, горы Арамази затряслись, загремел гром, засверкала молния, и полились нескончаемые потоки воды. Горные озера и реки вышли из берегов, и потоки воды устремились в долины и начали заливать луга, на которых Улып пас свои стада. Такого еще никогда не бывало, и Улып не знал, что делать, чтобы спасти свои стада. А луга с каждым днем затопляло все больше. Тогда Улып, при своей богатырской силе, начал перебрасывать своих коров, овец, лошадей на более высокие, незатопленные места.
Три дня и три ночи трудился Великан, но скота у него было так много, что до окончания дела было еще далеко.
По соседству с Улыпом жил кузнец-богатырь Азамат. Решил Азамат помочь своему соседу. За семь дней и ночей он сковал узорчатый, сверкающий семью цветами мост. Один конец моста упирался в горы Арамази, другой опускался на волжские луга.
Улып со своей женой перегнал свои стада по этому мосту на волжский берег. И как только все стада перешли через мост, он исчез, стал невидим.
Теперь этот семицветный мост можно видеть только в ясную погоду после дождя. Вот почему чуваши возникающую после Дождя радугу называют Мостом Азамата.